Impaler (v_impaler) wrote in mytroitsk,
Impaler
v_impaler
mytroitsk

Category:

Хор Данилова монастыря: Духовное наслаждение

danchoir_2668

"Нет лишнего билетика?" - давно в городе не было слышно таких слов. В троицкой ДШИ им. Глинки в воскресенье появился целый приставной ряд - и то его оказалось недостаточно, и "безбилетники" смотрели с надеждой в приоткрытые двери зала... И такой ажиотаж вызвал не визит звёзд эстрады, а концерт Патриаршего хора Данилова монастыря.

Двенадцать фигур в полутьме, в длинных светлых облачениях, со свечами в руках. Звучит "Отче наш", огонь передается от одной свечи к другой, а свет сверху постепенно набирает силу. "Душа моя окаянная, почто спиши, почто не восстанеши?" - восклицает солист. Звучит "Музыка русской души" - именно так назвали хористы гастрольную программу этого года.

"Мы не монахи, мы светские музыканты", - сразу объяснил залу руководитель и дирижер хора Георгий Сафонов. Данилов монастырь, первый в Москве, был основан в XIII веке, и пели в нём с тех самых пор. А в середине XVIII века (наверное, всё-таки XIX, но сказано со сцены было именно так) на клирос, чтобы украсить праздники, стали приглашать певчих-мирян с музыкальным образованием. Так появился хор, признанный одним из лучших в имперской России. В 1930-м монастырь закрыли, а в 1989-м коллектив был возрождён и уже выступал в Троицке, правда, в других залах.

Первое отделение было посвящено духовным стихам. Это интересный жанр, соединивший фольклор и церковные песнопения, в нём уже есть свои "хиты", такие как прославленный версией Федорова-Старостина "Грешный человече", и вещи пока малоизвестные, которые открывает для нас Даниловский хор. После перерыва хор переходит к светской музыке в аранжировках а капелла. "Амурские волны", "Не для меня", "Вечерний звон"... "Бомм... бомм..." - перекликаются басы, и знакомая песня вдруг звучит так, словно слышишь ее впервые.

danchoir_2599

Хор выступал не в акустике, а с микрофонами для солистов и несколькими, снимавшими общий звук хора, и благодаря звукоусилению, звучал порой сокрушительно громко. Когда 12 мужских голосов врезают со всей мощи "Господи, я люблю тебя!", хочется встать по стойке смирно... Как и под завершившую концерт глинковскую "Славься". А на бис, снова церковная музыка: сербский духовный гимн "Вера вечна, вера славна". Язык другой, но понятен без перевода, а даже если нет - за него всё бы сказала мощь мужских голосов, грозная и торжественная сила песни. А ее мелодия (узнать бы, откуда она) крутится в голове до сих пор.

"...Мы желаем, чтобы ваша душа всегда оставалась в мире, покое, радости и здравии, - сказал Сафонов в завершение концерта. - Приглашаем вас на наш сайт danilovchoir.ru, оставить ваши критические замечания, отзывы и предложения. Ждем пожеланий - что вы хотели бы услышать, исполненное нашим хором, здесь, в Троицке, в нашей следующей программе, которая будет называться "По заявкам наших слушателей"."

После такого концерта нельзя было не подойти к лидеру коллектива Георгию Сафонову с несколькими вопросами...

danchoir_2656

То, что сегодня такой аншлаг - неожиданность для вас или нет?
Последнее время аншлаги в залах случаются всё реже. Обычно посещаемость - процентов 70-80, и то, мы считаем, это хорошо. Финансовый кризис влияет на людей. И нам всегда радостно, когда в таких городах, как Троицк, собирается аншлаг. Это значит, хорошо была проведена работа с людьми, во-первых. И во-вторых, люди захотели нас услышать.

Сегодня Пасха по католическому календарю. Это как-то отразилось на концерте?
Нет. Никак. Мы - православный хор и мы почти точно соблюдаем то, что положено по православному календарю. Если скоро Рождество - значит, до этого момента мы не поём рождественские песнопения. Начинаем - только после 7 января. До наступления Пасхи, нашей, православной пасхи, мы ничего такого не исполняем. Сейчас Великий пост, притом в первую и в страстную седмицу Великого поста мы не поём. Поём только во вторую, третью, четвертую, пятую и Вербную, шестую.

В первом отделении в песне "Когда молод был" упоминался дом с окном на реку Десну. Это намеренно про Троицк сказано?
Мы специально в каждом городе под реку подстраиваемся. У нас же везде есть святые места, везде есть монастыри, везде люди выстраивали себе кельи, удалялись, уходили в пустынь. Еще когда не было каменных джунглей, здесь были леса и места подходящие. Так, Сергий Радонежский ушел и устроил свою келью, вокруг него собрались и образовался монастырь. Такие же места есть и везде. И я считаю это правомочным.
Вообще, изначальные слова в этом стихе - на Дунай-реку. А мы везде заменяем: на Волгу-реку, Дон-реку... Где мы ездим, заменяем на конкретные места. Как на Десну - здесь. Почему бы нет?

Вы говорили, что духовные стихи, они же песни - интересный редкий жанр, примеры которого ищутся в архивных исследованиях...
Да. И он до конца не раскрыт. Думаю, там такое глубокое дно у этого стиля. Его изучали до нас очень многие, и в наше время изучают, и продолжают изучать, открывать новые стихи. Думаю, это неисчерпаемый источник.

danchoir_2692

У вас в первом отделении было ли что-то редкое, личное ваше, что вы сами нашли в этом источнике?
Трудно сходу сказать. Мы заимствовали многое... Исполняем стихи нашего архидиакона Романа. "Святая земля", например, номер про паломничков, который мы пели вторым, после "Отче наш". И совсем новые для нас стихи - "Когда молод был" и "На горе - на горушке". "На горе - на горушке" - это вообще плач матери, испокон веков такие песни были...

Да, очень сильное произведение... (К артисту подходит троицкий краевед Лидия Глебова с вопросом.) А аранжировщик у вас кто? Замечательные аранжировки.
Аранжировок у нас много. В основном их делаю я, занимается и мой помощник Кирилл.

Есть вещи, которые не на слуху, а есть абсолютно известные, как "Вечерний звон". Как сделать, чтобы люди их услышали словно впервые?
Создать атмосферу. Попытаться сделать так, чтобы люди оказались где-то недалеко от хорошей монастырской или храмовой колокольни. Где-нибудь вечером летним. И послушали бы спокойный перезвон. И лучше всего это делать во время Великого поста, когда нету таких красных звонов. Когда есть спокойные, постовые, глубокие звоны. Создать такую атмосферу, чтобы человек, сидя в зале, почувствовал, что он не здесь, не в зале, и это не хор поёт, а это звонят настоящие колокола. А на фоне этих колоколов он вспоминает свою жизнь. И чтобы сопереживание было. Вот тогда получится.
Не всегда этого удается достичь. Просто все знают произведение, оно действительно очень знаменитое, но тем не менее... иногда хватает за душу.

danchoir_2699

У вас одежды, рясы, если я правильно понимаю... Почему они именно белые?
Это подрясники. Они льняные. Мы специально подготовили концертное облачение для того, чтобы можно было петь широкий репертуар. Потому что в чёрных подрясниках сразу ассоциируется с монастырским хором, с клиросом, и достаточно строго всё получается. Мы пели в чёрных подрясниках, и люди приходили в недоумение, когда мы начинали петь, например, народные песни. А так мы выходим в подряснике обычном, сером, в котором священнослужители косили поля, трудились в огородах, занимались промыслами различными. Это были рабочие летние подрясники, которые к богослужению не относились.

Еще интересный факт - они окрашиваются в тот цвет, который в данный момент на сцене. То есть могут быть любого цвета.
Да-да, это тем более интересно.

Еще про визуальный образ. Есть такой раскрученный проект Gregorian... Они делают всё, что угодно, хоть Depeche Mode... А у вас есть рамки, есть понимание того, что вы можете сделать, а что - нет?
Я знаю таких. (Улыбается.) Рамки у нас есть. Мы всё-таки монастырский хор. И эстраду петь мы не беремся.

У вас на сайте написано, что вы поете в том числе и советские песни...
(Поправляет.) Песни советских композиторов. Это совершенно потрясающий стиль, страница нашего творчества. Ведь когда советские авторы создавали свои песни, в частности, Соловьев-Седой, Андрей Эшпай, Дунаевский - они, как я знаю, сидели в различных источниках и брали элементы древнего пения для своих песен. Поэтому советские песни - очень певучие, очень живучие благодаря тому, что в них заложен код этих отрывков, знаменного и других распевов. Например, Гимн России, бывший Гимн Советского Союза создан Александровым на элементах знаменного распева.
Но и мы тоже выбираем. Мы не все песни поём. Больше - патриотические, которые рассказывают о красоте нашей родины. Или те, в которых поётся о том или ином городе. Москва, Волгоград, Сталинград... Военные песни поём, советских композиторов. От этого никуда не уйдешь.

То есть вы пробуждаете в этих песнях то, что было заложено изначально.
Да. Мы показываем духовность этих песен.

А в целом, ваш концерт - духовное переживание или наслаждение красотой музыки?
Это всё вместе. Через красоту музыки, через глубину текста - духовное наслаждение.

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото автора. Весь фотоальбом - https://www.flickr.com/photos/v_impaler/albums/72157664297936373
Subscribe

  • Александр Удаев: Игрок, тренер, судья

    Первый тренер футбольного клуба "Троицк" Александр Удаев отпраздновал 6 июля 70-летие. Через день ещё один юбилей,…

  • Маргарита Кочергина: Учитель учителей

    10 сентября исполнилось бы 75 лет Маргарите Константиновне Кочергиной. С 1965 года, с самого основания, она работала в троицкой Вечерней…

  • Коронавирусный ликбез

    Подробности об эпидемии приходят отовсюду. Центральный телеканал, школьный родительский чат, обращение градоначальника или видеоролик от…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment