?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Письма из идеального мира
v_impaler wrote in mytroitsk
pavlova-4884

14 ноября на сцене ДШИ им. Глинки звучали "Письма композиторов". Концерт из серии "Мозаика большого искусства" оказался именно мозаикой: оперные арии разных авторов - Пуччини, Россини, Верди, контрастные женские образы - леди Макбет, Розина, Леонора, Магда, Виолетта, а пение перемежалось декламацией отрывков из писем композиторов, сочинивших эти шедевры.

В главной роли - Наталья Павлова, выпускница Московской консерватории, выступающая в оперных театрах России и Италии (а ещё, кстати - прапраправнучка брата поэта Пушкина по отцовской линии). За фортепиано - Игорь Степанич, тоже выпускник консерватории. "Композитор" - Евгений Поляков, актёр театра "Школа драматического искусства". Трое на сцене, плюс рояль, стул и две тепловые пушки, красно-чёрный, в духе фламенко, наряд певицы, настоящая рапира в её руках, веер и павлинье перо - это всё, чтобы почувствовать себя в опере. Потому что суть её - не в декорациях, а в страсти, в движениях, в жестах...

"Партия леди Макбет поручена Тадолини, и я очень удивлен... В голосе Тадолини нечто ангельское, а я бы хотел, чтобы в голосе леди было нечто дьявольское", - громко протестует Верди. "Музыка взлетает над обычной природой в идеальный мир и посредством небесной гармонии возбуждает земные страсти", - размышляет Россини. Выговорившись, "композитор" откидывается на спинку стула, чтобы послушать своё творение, а иногда - преображается в актёра, становится безмолвным участником действия. Есть и ещё один участник - пианист, который стоически аккомпанирует, пока на авансцене кипят страсти, и только в конце резко встаёт из-за рояля и уходит за кулисы. Это и есть финал.

pavlova-5003

После концерта обычно стараешься немного расспросить артистов об услышанном. Естественно, выдержав приличествующую паузу, чтобы они успели прийти в себя. Мы с Михаилом Фединым, а также корреспонденты троицкого ТВ так и сделали. Зайдя в первую из комнат, репортёр "Тротека" захлопнула перед нами дверь - мол, нечего тут подслушивать, я первая! Она не знала, что создательница всего это действа, певица Наталья Павлова - не в этой гримёрке, а в соседней... И Наталья была рада поговорить о своём спектакле.

Как возникла идея такого смешения стилей? Тут и документальная составляющая, и опера... Какая в спектакле сквозная идея?
Сейчас подумаю... (Сосредоточенно.) О'кей. Эта идея возникла еще семь лет назад, когда я закончила консерваторию. Мне хотелось развивать оперный жанр в сторону синкретического искусства. Потому что, как вы слышали в письмах самого Верди, леди Макбет не должна петь лирическим голосом. И, напротив, "Ласточка" Пуччини должна обладать иной, собственной характерностью. Я искала различных персонажей, которые писали письма или читали письма, и искала персонажей, которые были бы абсолютно контрастны - лирические, героические, характерные, трагические. И мне хотелось всё это совместить в одном представлении. Нечто вроде такого фокуса. Этого никто не делал, и это чрезвычайно трудно для голоса.

То есть вы это всё придумали?
Да, я и мой друг Филипп Ситников, он режиссёр, ученик Романа Виктюка. Мы придумали такой вот эксперимент в области музыкального театра, который расширяет границу оперы.

pavlova-4961

Перелопатив весь этот материал, открыли ли вы для себя что-то новое о творчестве, о внутреннем мире человека, который создает такие великие вещи?
Да, безусловно. Я открыла прежде всего в самом Верди, я еще раз убедилась в том, насколько трагической была его судьба. Он в начале жизни потерял молодую жену, потом всю жизнь очень глубоко страдал. Почему все его женские персонажи умирают? Если взять любую оперу, кроме последней, "Фальстафа" - все его персонажи являются либо очень трагическими, либо очень лирическими. Я это всё почерпнула ещё раз из его писем, и мне очень важно было окунуться в его настоящую жизнь. Потому что жизнь - это одно, а то, что мы видим на сцене оперы - другое, это две параллельные реальности.

Только что я слышал впечатления от архитектора из нашего города, она говорила, что наслаждалась игрой линий и форм. Интересная хореография, интересные образы. Откуда они?
Дело в том, что я работала восемь лет в театре-школе драматического искусства, основанном Анатолием Васильевым. Это выдающийся режиссёр, теоретик и мой лично большой друг и маэстро. В этой постановке он мне подсказывал очень многое и в работе с хореографией. А также Констатин Мишин, с которым мы делали спектакль "Каменный гость, или дон Жуан мёртв", опять-таки в постановке Васильева, восемь лет назад. И после этого мы продолжили работу над этим спектаклем.

Что вас визуально вдохновляло в создании вашего образа?
Меня вдохновляла итальянская живопись, итальянская природа. И об этом тоже речь идёт в письмах Пуччини. И, конечно, очень важно смотреть, чем живёт современный мир. Меня всегда вдохновляет то искусство, которое я вижу вокруг. Я вижу, что оно прогрессивное, что оно очень синкретичное, т.е. соединяются музыка, танец, театр. И когда я вижу, например, работы Пины Бауш... Или взять такие величины, как Дмитрий Черняков, Роберт Уилсон, Уильям Кристи... Меня вдохновляют такие вот вещи.

А танцы? Вы фламенко танцуете?
Есть чуть-чуть... Я занималась современным танцем, в котором были элементы фламенко и всего разного.

И в конце простой вопрос - кто вас позвал сюда, в Троицк?
Мы начали сотрудничество с Оксаной Павловой...

Кстати, есть какое-то родство?
Нет. (Улыбается.) Хотя я тоже Павлова. Но всё может быть, надо поискать... В свою очередь, с Оксаной работала Анастасия Браудо, дочь Ираиды Юсуповой, прекрасного композитора и моей подруги. С Ираидой Юсуповой мы записали уже два диска. Первый - "Сны Птицелова" на стихи моего мужа Давида Колантони, итальянского писателя и художника. Второй - "Буревестник" на стихи Максима Горького, которые мы представили на Капри, на международном фестивале-премии Горького. И таким образом завязалось наше общение и с Оксаной - так, по цепочке.

Словом, Троицк - город, о котором вы слышали и знаете...
Да! Я поражена красотой этого зала, прекрасной школы, и доброжелательной публикой, и очень тёплым приёмом. Спасибо!

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото автора и Михаила Федина (из гримёрки).
Все фотографии - https://vk.com/album2483887_248725090