Previous Entry Share Next Entry
Печать большая и малая
v_impaler wrote in mytroitsk
gr10

У журналистов есть праздник – День печати. Его отмечают 13 января, когда вышла первая в России, еще петровских времен газета "Ведомости". Профи старой закалки эпохи вспомнят 5 мая – день основания газеты "Правда". А у нас есть своя маленькая дата. Почти десять лет назад, 7 декабря 2006 года, вышел первый номер газеты "Городской ритм".

Чуть раньше, 16 октября, министерство печати Московской области учредило "Троицкое информагентство" и назначило его первого директора и главного редактора – Наталию Мазаник. Это значит, что 10 лет назад как раз и рождался первый номер новой газеты. В том же здании, правда, несколькими комнатами дальше, чем сейчас, только-только собравшиеся вместе авторы, большинство – впервые в журналистике, буквально "на коленках" собирали пилотный выпуск. Не все проекты выбираются дальше, а нашей газете суждена была долгая судьба – она пережила ремонт, переезд (в пределах одного здания), сменила четыре логотипа, одного учредителя, трех директоров-редакторов, в ней трудилось несколько десятков авторов, в ней считали за честь писать известные в городе писатели, учёные...
Троицк всегда благодарно принимает то новое, что возникает в городе, и это взаимно – ведь общественная газета, которую читают все его жители – один из факторов, который превращает точку на карте в город с именем. У которого есть свой "Ритм".

Разглядывая первые выпуски – старые, уже пожелтевшие, чёрно-белые (с добавочной зелёной краской), непривычно объемистые, с причудливым рубрикатором и цитатами мудрецов в виде эпиграфов на каждой полосе, ощущаешь себя немножко археологом.
Большую часть этих десяти лет газета провела на том же самом месте, и можно узнать, кто, например, сидел на том месте, где ты сейчас, кто звонил по этому телефону, листал те же подшивки... Из коллектива, который делал первый номер, сегодня в газете остался один журналист – Ольга Скворцова. Последний год она работает вне штата, но почти в каждом номере есть ее статьи. Многие – под говорящей рубрикой "Связь поколений". Тоже, кстати, оставшейся с того самого первого номера.

День рождения
"Увидела объявление в рекламной газете, пришла на собеседование. Проговорили с Наталией Мазаник часа три, и она меня пригласила. Хоть я и без журналистского образования – психолог, социолог, астролог", – вспоминает Ольга. Она была зачислена в редакцию первой – с 1 ноября. А 16 ноября у редактора случился день рождения. "Наталья Анатольевна принесла кастрюльку салата, шампанское, и первый сбор редакции был именно тогда. Ни столов тогда еще не было, ничего, сели на подоконники, и нам раздали задания – собирать материал и готовиться к первому номеру".
Каждый журналист ярко помнит первое задание. Для Скворцовой это была встреча с ветеранами. "Слава Богу, я застала в живых жену Андрея Ольшанского – Валентину Денисовну. Пришла к ним в гости – вроде как к нему, а она стала рассказывать про себя, и я сделала статью про нее к третьему номеру. Потом она позвонила и сказала: "Большое спасибо! Про меня так никто никогда не писал..."
Первое время не было компьютеров. Писали тексты дома, приходили с распечатками. Верстали до ночи – днём дизайнер, Сергей Новиков, был занят, а к вечеру приходил в редакцию с ноутбуком и вместе с авторами "на ходу" создавал макет новой газеты. Все 16 полос – а через год их стало уже 24... "Работали, не считаясь со временем, – добавляет Скворцова. – А дни вёрстки были вообще святые дни!"
Именно тогда в газете появилось слово "эгрегор". Его ввела в обиход Ольга, знаток астрологии: "Мы поняли, что газета – не индивидуальный проект, а коллективное существо. Мы были сплоченными, всё время работали рядом, советовались, помогали, учились друг у друга. И каждый был в теме всего города".
Бывало, статья в газете помогала решать вопросы. Один, когда-то скандальный, ныне курьёзный случай запомнился Скворцовой навсегда. На Совете депутатов шло бесконечное обсуждение того, какое место выбрать для будущего храма. А её достаточно безобидный отчет с заседания вышел с заголовком, который шокировал даже автора: "Конфликт Совета депутатов с Богом". Эту фразу добавил тогдашний главный редактор Вадим Жуков. Последовал скандал, но через неделю Совет наконец утвердил место для стройки. И совсем недавно, когда на Троицком храме устанавливали купола, инициатор его создания отец Вадим Купцов подошел к Скворцовой и произнес: "Ольга, спасибо вам. Вы тоже принимали в этом участие".
"Лично для меня газета – это общение, – заключает она. – У нас в городе столько замечательных людей! Здесь интереснее, чем в Москве. Музыканты, художники, ученые... И простые люди, о которых я пишу с большим интересом. Потому что за каждым стоит огромная жизнь".

Познай тот ритм
Первый главный редактор "Городского ритма" Наталия Мазаник – журналист и редактор со стажем. Она работала в Агентстве печати "Новости", в Институте повышения квалификации педагогов Московской области, была руководителем информационно-издательского центра при Правительстве Москвы, редактировала журнал "Москва и соотечественники". Название "Городской ритм" – её идея, как и слоган на первой полосе: "Познай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт". Название это было единственным вариантом, и областное Министерство печати сразу же его одобрило.
"Именно потому, что жизнь в Троицке ритмичная! – объясняет Мазаник свою идею. – В городе много разных ритмов, бурная жизнь, в ней много разных направлений и движений развития".
Родилась газета еще в Московской области: тогдашний губернатор Борис Громов решил, что в каждом из 58 районов должно быть создано своё информагентство, а в Троицке его еще не было. Учредителем и источником финансирования стало областное Министерство печати, соучредителем – троицкий муниципалитет. "Я обсуждала газету с Сидневым, и Виктор Владимирович сказал: "Ты делай, я не возражаю, а там посмотрим, что получится..." – вспоминает первый редактор.
"Я изучала многие издания, не только троицкие. Решила уйти от местечкового принципа, от мелкотемья. Уровень газеты в городе, где столько серьезных научных институтов, должен быть высоким. Хотелось, чтобы газета была цельная и раскрывала все направления жизни человека: это и культура, и образование, и наука, и литература..." В первых выпусках "Ритма" могли быть объёмные сюжеты и не про Троицк – например, один из первых журналистов Наталья Козлинская рассказала о знакомом пожилом мастере, ремонтировавшем куранты Петропавловского собора, а Ольга Скворцова составляла астрологические прогнозы. Они чередовались с православной страничкой, которую тоже делала Ольга. Совмещать две эти темы в одном номере сочли некорректным.
"Может, и не хватало в газете статей о том, что трубу прорвало, но для этого тогда сил не хватало. Корреспонденты были еще непрофессиональные..." – раздумывает Мазаник. "Профи" в газете не было, но пришли те, кто искренне увлечен своим делом. "Если вам интересно, если вы хотите творить – всему остальному я вас научу", – так говорила Наталия потенциальным авторам. "Газета задумывалась не на один день. Она у нас была такая, что можно хоть сегодня взять любой номер, и в нём найдётся то, что будет просто интересно почитать", – считает Мазаник.
В первые годы "Городской ритм" распространялся по подписке. "Помощи не было, начинали с нуля. Просто раскладывали газету в почтовые ящики, разносили по учреждениям, и люди постепенно о ней узнавали. Их интересовали материалы, возникали дискуссии, по итогам часто появлялись новые, более глубокие статьи... Потихоньку возникала настоящая связь с читателями".
К весне 2007-го стало ясно, что газета состоялась. Люди подписывались, искали газету в городе, приходили в редакцию... Ольга Скворцова помнит, как её репортажная фотография "Медовый спас" получила приз на выставке в "Крокус-сити". А Наталия Мазаник отмечает, что в мае Троицк был на восьмом месте в рейтинге 58 областных информагентств. "Наша газета получилась не похожа не те, что были, она была изначально узнаваемой, поэтому читатель на неё и среагировал", – считает она.
Сейчас экс-редактор "Городского ритма" занимается гуманитарным проектом "Мир без границ" – организует художественные выставки, творческие встречи, в которых участвует немало троичан. Она проработала в газете ровно девять месяцев – ровно столько, сколько нужно для рождения нового живого существа. "Наверное, настало время занять это место другому, и я его уступила, – сдержанно говорит она. – И я вижу – газета живет, пусть и выглядит по-другому, но у нее есть читатели. Мне удалось создать коллектив, который смог выстоять и не позволил разрушиться агентству. Ведь дурное дело гибнет, а хорошее – продолжает жить. И до десяти лет уже дожило!"

Светлячки и зайчики
"Я в первую очередь мама, а потому уже журналист", – шутит Жанна Мошкова (Графова). У неё шестеро детей, она ушла из газеты в декретный отпуск в 2012-м, а сейчас снова ждет пополнения в семействе. И в то же время из первого созыва "Горритма" она ближе всего к журналистике: заканчивала РУДН по этой специальности, писала для "Вечерней Москвы", вела журналистский кружок в гимназии г. Троицка. "Объявление об открытии новой газеты показал мне муж, – вспоминает она. – Думала, опять невзрачный "боевой листок", но отправила резюме, и Наталья Мазаник после собеседования сразу же предложила вести направление, которое мне больше всего было интересно – "Образование и культура". Я бросила все подработки и сосредоточилась только на газете. После десяти лет поездок в Москву ходить на работу пешком было счастьем!
Первый номер мы готовили три недели, продумывалось название, стиль, цветовое решение. Тогда было много "фишек" в оформлении разделов – замысловатые, в едином стиле, названия рубрик, под каждую подбиралась цитата из великих. На это тратилось время, но получалось уникально и интересно".
Труднее всего было верстаться по ночам. У неё уже было двое детей – дочь-второклассница и сын-дошкольник. "Часто я после рабочего дня прибегала домой, собирала детей с продленки и детсада, дожидалась мужа с работы и бежала в ночи обратно в редакцию верстать номер! – вспоминает она. – Но это нормальные трудности, и мы горели интересной работой".
Самое интересное – авторская рубрика Жанны "Солнечный зайчик", посвященная приемным детям. "В моей семье уже подрастал приёмный ребенок, и я хотела, чтобы о проблемах сирот узнали как можно больше людей", – говорит она. С тех пор дело выросло до масштабов ТиНАО, а Школа приемных родителей помогла обрести новые семьи 137 детям... А еще Жанна формировала сеть юных корреспондентов в троицких школах и редактировала детский журнал "Светлячок", который издавало "Троицкое информагентство" до перехода из области в Москву. Как раз в 2012-м она окончательно переключилась на семью и работу пресс-секретарём в Содружестве приёмных семей "Твердь". "Я часто говорила, что сама из газеты просто так никуда не уйду, только в декрет", – вспоминает Жанна. И наш первый автор по-прежнему с нами – только в долгом и весьма плодотворном отпуске.

Страницы и лица
Расспросить всех, кто был у истоков газеты, невозможно, но вот еще несколько имён. Наталья Козлинская - автор "Городского ритма" со второго номера, в штате - с начала 2007 года, в 2013-м была главным редактором газеты. По образованию - учитель и психолог, преподавала русский и литературу в Гимназии г. Троицка. Ныне живет в Петербурге и занимается любимым делом, которое стало новой профессией - живописью. Козлинская училась в арт-студии Александра Назарова, а теперь её творческая студия "МАРТ в Красном селе" проводит выставки и мастер-классы. Самая новая откроется в музее Цветаевой 1 декабря.
Елена Крикун - литредактор и корректор с опытом работы в ТАСС. Благодаря ей статьи приобретали литературный вид. "Она не просто искала ошибки - редактировала, давала советы, участвовала в дизайне, а еще была миротворцем и всех успокаивала", - вспоминает Ольга Скворцова.
Михаил Майоров - ветеран журналистики, который думал было спокойно собирать грибы и ягоды на пенсии в Троицке, но не смог отказаться от любимой профессии. "Он был одинокий волк, - говорит Скворцова. - Человек-легенда! Работал в СМИ всю жизнь, в ТАССе, с Хрущёвым, с Брежневым, волею судьбы получил квартиру в Троицке, ему было уже за 60, на пенсии, и он пришел к нам. Лучший профессионал в газете, статьи писал легко, с тонким юмором".
И, наконец, второй директор-редактор "Городского ритма" Вадим Жуков. Он трудился в газете семь лет и покинул ее после присоединения к Москве, ныне занимается аналогичной работой в Реутове. "Человек со сложным характером, но на любых городских мероприятиях он всегда был в поле, с нами", - замечает Скворцова. Но этот период заслуживает отдельного рассказа...

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото из архива.

P.S. Статья к первому году выхода издания. PDF-версия не сохранилась.

gr_5040

?

Log in