Previous Entry Share Next Entry
36 мгновений города
v_impaler wrote in mytroitsk
photographers_9439

Те, кто читал самый первый вариант текста о нынешней редакции "Горритма", обратили внимание, что в нём нет ничего о наших фотографах. На что я ответил, что буквально только что писал про них в газету подробно-подробно! "Только что" - оказывается, почти год назад, в феврале, после церемонии "Человек года". А насколько подробно - судите сами...

"У каждого человека в современном мире будут свои 15 минут славы", - говорил некогда Энди Уорхол. Если взять час, прошедший с момента открытия для гостей ДШИ им. Глинки и начала ежегодной церемонии "Человек года'2015", и разделить на четверых фотографов "Городского ритма", как раз столько и получится.

Выставка "Из невошедшего", для которой были отобраны самые памятные снимки, сделанные для газеты, продолжалась до конца февраля 2016 года. На стенах фойе в серьезных черно-белых кадрах поймана сама жизнь города. Напряженная работа мысли учёных на снимках Александра Корнеева, глубокий взгляд ветеранов - в кадрах Александры Петровой, праздники и будни города, пойманные Александрой Тощевиковой, переживания первоклашек, которые запечатлела Кристина Киссер...

Пойманные моменты
Публика начала интересоваться еще до открытия. Школа искусств всегда полна учениками, и один мальчишка, разглядывая, как большие дяди-тёти развешивают снимки, принялся выбирать лучшие кадры. Лучший, по его мнению - корнеевский "Бородатый нянь", фото к интервью с 23-летним Дмитрием Вавиловым, воспитателем детсада №1 "Успех". Похвалив всех участников, он подарил каждому по пакетику с соком.
Многие задерживались, чтобы рассмотреть фотографии, и после завершения церемонии. "Здорово! Нравится, как момент пойман, - говорит главный учёный секретарь ТНЦ РАН Валерий Лаптев. - Вот портреты ученых. Это типичные сцены, когда кто-то думает, кто-то курит... Вообще наука - замечательное дело, это знает каждый, кто в ней пребывал. И в этих фотографиях наука действительно схвачена". Он переводит взгляд на портрет профессора Владимира Аграновича, номинанта премии этого года. "Здесь пойман момент особенный. Он в раздумьях, он даже немного не здесь. Я понимаю это состояние..."
"Фотографии вызывают внутреннее впечатление. Ты оказываешься участником этих событий, - добавляет Наталья Лаптева, глядя на фото взволнованного первоклашки. - Мальчишка передан изумительно! Я работала с детьми в детском саду психологом, и знаю, что это их естественное состояние".

Правило третей
Когда все разошлись, в фойе еще оставался Михаил Дмитриев, самый опытный фотограф Троицка, или, как все его зовут в Троицке, дядя Миша. На его глазах сменялись главы и мэры, пленка уступала цифре, "Зениты" - "Кэнонам", красная лампа в тёмной комнате - фотопринтерам, но базовые принципы фотоискусства вряд ли сильно изменились...
"От композиции зависит очень многое, - повторяет он, переходя от снимка к снимку. - Вот здесь - тачка на переднем плане. Тут голова упирается в обрез картины, а глаза должны располагаться на трети. Здесь - взгляд непонятно куда". - Может, ученый увидел что-то, неизвестное нам? - "Это теория. Мне этого не видно".
"Корнеев понравился... - наворчавшись, дядя Миша добреет. - Здесь очень много мысли. Он поймал хороший, рабочий момент. Композиционно хорошо, диагональ есть. Но мало над головой пространства, мало! Фотограф должен искать ракурс, если он делает это серьезно". А глядя на черно-белые фото Саши Тощевиковой, он вспоминает про ее талант работы с цветом: "На первой полосе газеты у нее была большая фотография недавно, три девчонки: прямо такой сказочный свет! Словно изнутри идёт".
Но минуту спустя он возвращается к прежней строгости: "Зрителю неважно, был у тебя хороший фотоаппарат, плохой, был свет, не было света. Ты повесил работу на выставке. Всё! Ты должен отвечать за нее полностью".
...В штате газеты "Городской ритм" сейчас три фотографа, и все тёзки: Александр Корнеев, Александра Тощевикова и Александра Петрова. А придумала и организовала выставку рекламный менеджер газеты Кристина Киссер, тоже фотограф по призванию. По правде говоря, они не единственные, чьи снимки можно увидеть в газете - бывает, камеру берут в руки журналисты, бывает, помогает дизайнер Дарья Демидова, коллеги из "Тротека" и другие фотомастера Троицка. Но для этой экспозиции решили ограничиться четырьмя именами. Познакомимся с ними поближе.

"Не могу остановиться"
Александра Тощевикова пришла в газету в 2012 году по приглашению Ольги Скворцовой. "Работа настолько увлекла, что до сих пор не могу остановиться!" Как и Скворцова, Саша - из Ватутинок, потом переехала в Москву, затем в Петербурге, но вернулась в родные края. "Я вечный студент, по сей день прохожу многочисленные мастер классы у известных фотографов", - смеется она. Профессионально фотографией занимается с 2003 года. "Перепробовала все жанры, остановилась на репортаже, документальной фотографии и свадебной сьемке. Очень люблю ч/б, с этого начинала, но цвет открывает очень многое. До сих пор изучаю колористику".
"Мечты сбываются", - так написано у Тощевиковой в сетевом профиле. Глядя на ее жизнь, кажется, что ей подвластны все самые неожиданные мечты и нереальные затеи. Как-то, собираясь на мероприятие, я обнаружил у нее на переднем сиденье автомобиля... коробку с желтыми пушистыми цыплятами. "Фотосессия!" - серьезно сказала Саша. В другой раз она обмолвилась о мысли издавать фотожурнал на важную для нее тему православия. А через полгода уже показывала всем готовый выпуск: "Была на фотоэкспедиции в Костроме и познакомилась с удивительными людьми из местной епархии. Они привлекли меня ко второму выпуску своего издания". Для следующего выпуска Саша ездила на встречу с путешественником Федором Конюховым...
Еще мечта на грани осуществления - троицкая "Медиа-Академия", в которой Тощевикова будет вести фотокурсы для детей. И самый большой проект, который она обдумывает уже несколько лет: "Лица Троицка". "Очень люблю людей, - просто объясняет она. - Но времени не хватает. И огромные архивы еще ждут своего часа".

Участник жизни
Александр Корнеев родился в Троицке, по специальности инженер-строитель, фотографировать начал уже в зрелом возрасте, в 2004-м. "Чтобы было что вспомнить про друзей, про жизнь. Моменты, которые из головы вылетают безвозвратно, но сохраняются на фотографии", - объясняет он. Корнеев отправился учиться в фотошколу "Известий", где одним из его тестовых заданий стал репортаж с ремонта троицкой котельной. Готовый фотопроект, озаглавленный "Две недели без горячей воды", он отнёс в редакцию "Городского ритма", и был это 2008-й год. С тех пор Александр - с нами.
Со своей миниатюрной беззеркалкой Olympus OM-D он не смотрит со стороны, а включается в игру, если в объективе - дети, или совместную работу - если перед ним учёные... "Когда первый раз попал в лабораторию ИСАНа, меня поразило, насколько ученый по сути своей похож на художника. Все они - творческие личности", - вспоминает он. Одна из удач, отмеченных всеми - портрет кандидата на звание "Человек года" профессора Аграновича. "Вы человек статусный, поэтому слишком хохотать на фотографии вам не пойдет, но немножко улыбнуться можно", - сказал он ему на фотосессии. - "Нет, я человек простой", - ответил учёный. - "Да я шучу!" - "Да и я тоже". На выставке Владимир Моисеевич пожал руку автору и сидел рядом со своим портретом.
"Фотограф - всегда участник, - считает Корнеев. - Съемка - прежде всего общение". А фотография - познание жизни. "И мне кажется, невозможно стать интересным фотографом, если сам не прожил интересную жизнь. В моих планах - развиваться самому".

За метеоритом
А вот Александра Петрова, тоже коренная троичанка, фотографией увлеклась в раннем детстве, но по образованию юрист и экономист. "Поняла, что это не моё, и начала фотографировать", - просто говорит Саша. Два года учебы в фотошколе при ИТАР-ТАСС дали ей понимание, что репортажная съёмка "стоит" всех остальных жанров. С "Городским ритмом" сотрудничала с 2008 года, а в 2013-м Светлана Михайлова пригласила ее в штат. "Моя работа - самая лучшая на Земле!" - говорит Саша. У нее уникальный дар оказываться в центре всех событий. "Падают люди, врезаются маршрутки, происходят пожары, наводнения - и там всегда оказываюсь я! Если метеорит пролетит - я успею его сфотографировать", - улыбается Саша. Тонкая, юркая, она способна пробраться в гуще людей и сделать кадр в самой трудной ситуации. Иногда нужно действовать нестандартно... В ноябре 2013-го в троицкий ИЯИ приезжал с визитом епископ Воскресенский Савва. Редакция дала задание - снять его рядом с линейным ускорителем, однако нужный кадр никак не получался, и тогда Саша решилась: "О, святой Савва! Помогите мне, пожалуйста! Меня уволят, если вы не посмотрите вот на эту штуку!" И оторопевший епископ не смог ей отказать.
А главный талант Саши Петровой - способность чувствовать людей. "Переживаешь каждый момент, каждый кадр. Когда фотографируешь ветеранов - у них большая история жизни. Сначала выслушиваешь, плачешь с ними, а потом уже начинаешь их фотографировать", - признаешься она. На выставке взгляды притягивает портрет ветерана на торжественном вечере в ЦСО. "Шел концерт, вручили подарки, звучала "Катюша", и дедушка, облокотившись на руку, должно быть, задумался о моментах, которые прожил... Я благодарна своей работе, что у меня есть возможность общаться с этими людьми так близко".

Мечты на сушке
Организатор и вдохновитель выставки - Кристина Киссер. В газете она с прошлого года, занимается рекламой и связями с общественностью, ранее практиковалась в "Тротеке". Фотографировала с пяти лет, застала еще эру плёнки, училась всему сама. Снимает портреты, свадьбы, репортажи. "В Троицке меня знают по Сушке", - объясняет она. "Сушка" - это не еда и не самолет, а придуманный в Петербурге и распространившийся по всей России формат открытой уличной фотовыставки, где каждый может вывешивать свои снимки и обмениваться ими. Сделать ее может любой энтузиаст, получив "добро" от питерцев. В Троицке такую инициативу проявила Кристина, и с 2013-го прошло уже пять "Фотосушек".
"В нашем архиве очень много фотографий, которые никуда, кроме соцсетей, не пошли. Те, кто не сидят в контакте или фейсбуке, их не увидели. Решили сделать выставку со знаменитыми личностями Троицка и репортажами из городской жизни, которые показывают, как он преображается в лучшую сторону", - объясняет Кристина. Каждый из газетных фотографов отобрал лучшие кадры, затем Кристина и секретарь редакции Павел Серебряников, исходя из общей композиции, отобрали 36 работ. Сама Киссер представила репортаж из школьной жизни и кадры ремонта плотины на Десне.

Владимир МИЛОВИДОВ
Фото - Дарья ДЕМИДОВА
На фотографии: Александра Тощевикова, Александр Корнеев, Кристина Киссер, Александра Петрова.

?

Log in